Славяне в
Скандинавии.
Некоторым любителям и, даже, профессиональным историкам, средневековые скандинавы видятся, по определению, на порядок выше, сильней и "развитей" других своих соседей - источником всего прогрессивного, эдакими чуть ли не сверхлюдьми-германцами, а сама Скандинавия представляется их священной обителью. В литературе не счесть рассуждений о лидерстве скандинавов и о заимствовании другими жителями Балтики у них всего, чего угодно. По сути, часто, чуть ли не вся культура Циркумбалтийского региона выставляется основанной на скандинавской. Говорят либо о лидерстве скандинавов, либо просто ни о чём, кроме них не упоминают. Это можно встретить в различных научно-популярных и даже научных книгах, статьях и фильмах. Однако, действительность куда интересней! Несмотря на то, что сейчас этому уделяется гораздо меньше внимания, чем настоящим, или даже мнимым подвигам скандинавов - существует много разных свидетельств о славянах не просто на Балтийском море, но и в самой Скандинавии. И, на самом деле, постоянно, то там, то тут в источниках попадаются их следы. Причём, подчас очень яркие. Если трезво и непредвзято на всё это смотреть - картина предстаёт довольно любопытная.
Судя по всему - балтийские славяне принимали самое активное участие в жизни не только Балтийского региона как такового, в целом, но и конкретно Скандинавии. В том числе и новых её приобретений, таких как Исландия. И на самом деле, это, конечно, совершенно логично. Удивляться этому можно только если смотреть на средневековье с позиций популярных в последние пару веков, но излишне мифологизированнных, героизирующих скандинавов представлений, обоснованность и адекватность которых, на самом деле, очень сомнительна. Хотя они и достаточно распространены.
Итак, давайте рассмотрим некоторые из этих фактов.
В сборнике «Славяне и скандинавы» (М. 1986) датский археолог Н.-К. Либготт в статье «Керамика – свидетельство связей со славянским побережьем» пишет о славянах в Дании:
«Такие названия, как Крамнице, Корзелице, Тиллице и Биннице (датское -itze, слав, -ice), позволяют рассматривать южно-датские острова как область славянского расселения. Не всегда ясно, когда именно оно происходило. Предполагается, что оно началось в IX в. Однако до сих пор нет хорошо датированных археологических находок, которые могли бы доказать это. Можно указать в этой связи на неисследованное кольцевое укрепление Ревсхалеборг непосредственно к востоку от Марибо на Лоланде, которое по своей полностью развитой форме ближе всего к славянскому городищу Даргун в округе Мальхин, Мекленбург. Следующая возможная дата славянского переселения - XI в., время правления Свена Эстридссена. За такое предположение говорит обширный археологический материал, особенно из поселений на Лоланде. Здесь встречается исключительно славянская керамика, которая без труда отождествляется с керамическими сериями как из Волина, так и из Мекленбурга, но прежде всего с керамикой випперовской и тетеровской групп» (с. 143-144).
Там же он описывает крупнейшее городище Дании Педерсборг близ Сорё: «По типу фортификации Педерсборг – единственное в своем роде укрепление в Дании. Ближайшие параллели имеются на славянской племенной территории. С середины XII в. крепость принадлежала Педеру Торстенсону» (с. 144). При этом «Здесь встречены сосуды всего нескольких основных типов, которые все без исключения имеют славянские прототипы» (с. 145).
Вместе с тем, его основание приписывается владевшим им в 12 веке датским феодалам, активным участникам войн со славянским Поморьем, вдруг ставших завзятыми славяноманами и в строительстве и в быту (керамике): «Независимо от того, сам ли Педер Торстенсон построил крепость, что наиболее вероятно, либо же его тесть Скьяльм Хвиде, феодальные права которого распространялись не только на о. Зеланд, но и на о. Рюген, прототипы этого зеландского сооружения, весьма возможно, находятся на славянском побережье Балтики» (с. 144).
При этом по замечанию Н.-К. Либготта: «Как этот, так и остальные типы сосудов из Педерсборга по своей форме выглядят много старше, чем это следует из исторических и археологических данных, что может означать своего рода стилистический застой в окраинных областях славянского керамического производства, возникший, может быть, при втором или третьем поколениях переселившихся славянских гончаров» (с. 145).
Не будет ли более естественным пересмотреть «исторические» и ориентированные на них археологические данные, подтягивающие основание крепости к её первым известным владетелям, и допустить, что характерное для славян укрепление с архаичной славянской керамикой ещё до них основали сами славяне.
В том же сборнике в статье «Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона» немецкий археолог Й. Херрманн писал: «Со второй половины XI в. рюгенские славяне и поморяне снаряжали крупные флотилии, многократно отражали набеги датчан и в свою очередь нападали на датские острова, даже заселив некоторые из них. С поморянского побережья Балтики в это время были организованы подобные же экспедиции против Готланда, Эланда и в южную Швецию. Во второй половине X в. местное население восстанавливало такие старинные оборонительные сооружения, как в Экеторпе на Эланде; и здесь нередки были поселения славянских военных дружин. Известный шведский исследователь М. Стенбергер пришел к выводу, что многочисленные славянские элементы в материалах поздних слоев Экеторпа могут указывать не только на торговые связи, но и на то, что Эланд в это время был занят славянами с южного побережья Балтики, о чем сообщают Саксон Грамматик и датская "Сага о Кнютлингах"»
На что ссылается Стенбергер (Stenberger М. Eketorp in Öland. Ancient Village and Trading Settlement. – Acta Archaeologica. København, 1973, v. 44, p. 14) проверить не удалось. Но в «Саге о Кнютлингах» вроде есть сообщение, в котором упоминаются и Эланд (Eyland), и славяне ( в конце 76 главы):
Eptir þetta setti Eiríkr konungr menn til landsgæzlu á Vinðlandi, ok heldu þeir ríki þat undir Eirík konung. Síðan fór Eiríkr konungr til skipa sinna ok sigldi síðan heim til Danmerkr með sigri miklum. Hann kom fyrst við Eyland skipum sínum, er hann kom sunnan af Vinðlandi, sem Markús segir.
Здесь речь о том, что после победы датского короля Эрика над славянами, «когда он пришёл с юга из Виндланда, сперва он привёл свои корабли к Эйланду (Эланду)».
Ещё один раз Эланд упоминается в 123 главе: «Кристофор, епископ Абсалон и Асбьёрн отправились туда и поплыли к Эйланду; там захватили они много денег, так и людей», но в этой главе описывается война с курами-куршами, а не с руянами, что подтвердил переводчик Т. Ермолаев.
Об укреплениях, характерных для славян писал А. Я. Гуревич статье «Существовал ли Йомсборг?»:
«Примитивные круговые укрепления строились в Скандинавии еще в V в. Укрепление Исманторп на о-ве Эланд (Швеция), которое археологи относят к периоду «Великих переселений» (по другим предположениям, к более позднему времени) … Остатки кольцевых поселков, относящихся к эпохе переселений народов и к более позднему времени, найдены и в Юго-Западной Норвегии (Рогаланд) и в Северной Норвегии (Халогаланд). Укрепления в виде концентрических валов строились и в Европе в VIII в. Достаточно указать на разрушенный Карлом Великим знаменитый «Ринг» (кольцо) аварского кагана на Дунае, в Паннонии, в котором насчитывалось до девяти валов, вписанных кругами один в другой. Славянские укрепления также были кольцевыми. Известны тесные связи датчан со своими соседями – прибалтийскими славянами. Наконец, кольцевые укрепления сооружались на Британских островах. Больше того, если прежде английские археологи относили их ко времени, предшествовавшему походам викингов, то ныне раздаются голоса в пользу датского происхождения некоторых английских лагерей».
Интересно, что жителей Рогаланда ещё в 10 веке Эйвинд Погубитель Скальдов называл хольмрюгами (Речи Хакона. 3), то есть именно «островными ругами», возможно, тогда ещё сохранялась память об их связи с Руяном-Рюгеном. При этом хольмрюги упомянуты вместе с халейгами, то есть жителями Халогаланда, где, так же как и в Рогаланде найдены круглые укрепления.
Л. Прозоров отмечал, что в Вендельской культуре 6-8 веков наряду с германскими чертами встречаются и славянские (например, бритые лица и стрижка в кружок на изображениях), он же приводил четырёхликий посох из погребения в Саттон-Ху (Восточная Англия, но тоже относится к Вендельской культуре). Четырёхликое изображение - это более чем прозрачная отсылка к Свантевиту. Наконец, само поселение в Средней Швеции, по которому названа культура, по-видимому, связано именно с венделями (которые упоминаются на службе у конунгов данов ещё в «Беовульфе»).
Теперь приведём несколько цитат из польской статьи, посвящённой славянскому пиратству на Балтике: (Mariusz Zulawnik, PIRACTWO SLOWIANSKIE NA BALTYKU DO 1184 ROKU, 1999 TEKA HISTORYKA,1999.- zeszyt 16. -S.5-18.):
«Пираты организовывали экспедиции ради захвата добычи или невольников. Богачи были ценной добычей, поскольку за них эти морские разбойники могли получить большой выкуп. Остальные пленные продавались на торгах. Большое количество пленных после каждой экспедиции приводило к тому, что цены на невольников на славянских рынках резко снижались. Иначе дела обстояли, например, в Дании, где цены немедленно взлетали вверх. Причиной этого была нехватка рабов после славянских атак. Пленных, захваченных в столкновениях с поляками, продавали либо в Данию, либо на Руян, а пленных с Севера (датчан) – преимущественно, на Запад и Юг Европы. К более ценным невольникам, например, богачам, относились лучше, чем к остальным, которых использовали, среди прочего, на тяжелых работах, например при строительстве судов. Над ними часто издевались. У Титмара мы можем прочесть как поступали с некоторыми заложниками: «их гнев передался остальным корсарам. Наутро отсекли они нос уши и руки священнику (...) и остальным заложникам; затем выбросили их за борт в залив (...).»
Вот описание последствий славянской корсарской экспедиции предпринятой в 1136 году под предводительством поморского князя Ратибора I на Конунгхале (в то время датский город, ныне принадлежит Швеции, расположен на границе с Норвегией) из той же статьи: «(...) язычники слова не сдержали, забрали всех людей, мужчин, женщин и детей, многих поубивали, особенно тех, кто был слаб, низкого происхождения и тех, кого трудно было увести за собой. Забрали все деньги, которые были в городе.»
Это то, как источники характеризуют ситуацию вызванную систематическими славянскими пиратскими нападениями на Данию, незадолго до походов Вальдемара I на Руяну: «В это время пираты распоясались от границ славян аж по Эидору, все деревни с востока, оставленные жителями (…), лежали в руинах с невозделанной землей. Зеландия, от востока до юга, зияла пустотой (…), на Фионии не осталось ничего, кроме нескольких жителей».
Ещё один интересный факт: На рынке в Мекленбурге в 1168 г. после победоносного похода ободритов были выставлены на продажу 700 датчан.
Как тут не вспомнить знаменитую цитату из «Славянской хроники», Гельмольда: «Нападения данов они ни во что не ставят, напротив, даже считают удовольствием для себя вступать с ними в рукопашный бой».
Напомним также, что по сообщениям Датских Анналов, до Вальдемара, Лолланд платил руянам дань.
«Сага о Хаконе Добром» сообщает о нападениях викингов-вендов на скандинавские земли (совместно c датчанами). Цитируем: «Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов».
Как видим - славянские следы вполне отчётливо видны в Скандинавии, и в качестве военной силы, нападавшей, грабившей и разорявшей поселения, а то и целые провинции, и в качестве мирных переселенцев, торговцев и ремесленников обосновывавшихся на её землях.
Более того - следы славянских переселенцев видны даже в новых, осваиваемых скандинавами в средневековье территориях, таких как Исландия.
Далее приведём польскую статью, в которой описываются обнаруженные археологами в Исландии типичные балтийско-славянские постройки, а также упоминаются подобные же строения в Норвегии:
Славянские поселенцы в Исландии (Słowiańscy osadnicy na Islandii)
Очередное славянское жилище – полуземлянку 10 века - открыли польские археологи у озера Myvatn в северо-восточной Исландии, сообщил Польскому агентству печати руководитель исследований, профессор Przemysław Urbańczyk (Пшемыслав Урбаньчик) из Института Археологии и Этнологии Польской Академии Наук.
Польские исследования, проводившиеся в этом году со второй половины июня до половины августа, были сконцентрированы в районе Sveigakot у озера Myvatn в северо-восточной части острова, где на переломе 9-10 веков появились первые поселенцы с европейского континента.
«С самого начала в наших исследованиях в Исландии был обнаружен славянский след. Мы открыли уже третье в этом регионе славянское жилище – квадратную полуземлянку. Такие жилища в 9-10 веке были характерны для территорий по рекам Эльбе, Одеру и Висле, а также для Руси. Они не имеют никаких аналогий со скандинавскими постройками. Точно такие же славянские жилища, отличные от скандинавских, я обнаружил ранее в Норвегии», сообщил профессор Урбаньчик.
«Неизвестно, какие именно славяне проникали так далеко на Север, в Исландию. Весьма вероятно, что это были полабские славяне, а не наши предки с берегов Вислы. Они селились вместе с викингами на пустынных в то время землях Исландии. Ранние средневековые сообщества не были настолько этнично однородными, как это ныне считается. Общество викингов было открытым – они ценили хороших мореплавателей и воинов, принимая в свои ряды представителей разных народов, в том числе славян, германцев и кельтов», говорит профессор Урбаньчик.
Исследования нынешнего года подтвердили имевшееся ранее предположение о том, что первые поселенцы в течение всего лишь нескольких поколений уничтожили окружающую среду северо-восточной части острова. Был вырублен лес, поскольку древесина была необходима для строительства и отопления жилищ, и на его месте образовались луга.
Колонисты привезли коров, овец и свиней. Чрезмерно интенсивный выпас скота, а особенно разрывавшие землю свиньи, стали причиной уничтожения лугов. В результате последующей эрозии исчез тонкий слой почвы, и образовалась песчано-каменистая пустыня.
Международная экспедиция собирается в следующем году начать – в рамках 4 Международного полярного года – поиск следов поселений викингов в Гренландии.
«Это была бы интересная программа и для польских археологов. Возможно, что славяне добирались и до тех мест», отметил профессор Урбаньчик. (Перевод с польского С.Базлова.)
Сама статья почерпнута отсюда (ранее открывалась свободно, сейчас там требуют залогиниться). Вот здесь можно посмотреть оригинальный польский текст вместе с переводом.
Эта же информация подтверждается в данном фильме от National Geographic:
В нём также упоминают о славянских первопоселенцах в Исландии. Причём рассказывает об этом, тот самый профессор Урбаньчик, который цитируется в предыдущей статье. Материал о славянах начинается с 11:20.
Итак, археологические следы совместных путешествий скандинавов и балтийских славян в новые земли достаточно очевидны. Здесь также, думаю уместно напомнить, что ещё С.Гедеонов утверждал, что в некоторых жалостливых английских текстах, повествующих о нападениях норманнов на Англию и Ирландию, среди этих свирепых варваров перечисляются и венды.
Кстати, хорошо бы подтвердить эту информацию. Ибо она очень любопытна. И, судя по наблюдаемой картине - совместное участие балтийских славян и скандинавов в норманнских походах было бы вполне логичным.
Ещё одним немаловажным свидетельством о присутствие славян в Скандинавии является достаточно обширный пласт слов, заимствованных из славянских языков в скандинавские. И это очень важные слова, например, такие как "ладья", название боевого топора (на основе славянского "топор"), "печать", "торг", "полюдье" и т.д. Этот класс фактов стоило бы рассмотреть отдельно и подробно. Очень большое число данных о присутствии славян в Скандинавии можно найти также в тексте Андрея Пауля: Славянский след в Скандинавии и двойные стандарты интерпретаций. Настоятельно его рекомендуем интересующимся вопросом.
Резюмируя, можно заявить, что балтийские славяне были плоть от плоти частью того мира, и, судя по всему, очень важной частью! Хотя, к сожалению, это совершенно незаслуженно забыто в рамках современных представлений, или правильней сказать, современной мифологии о том периоде истории. Полагаю - об этом следует напомнить!
На главную.
Смотрите также другие материалы на нашем сайте:
Названия северной Германии совпадающие с русскими названиями и фамилиями.
Старинные немецкие фамилии, очень близкие, или идентичные русским фамилиям.
Русские названия Южной Балтики.
Балтийские «Старые города» и русские «Новые города».
Теории о смене рядом племён Европы в эпоху ВПН своей этнической принадлежности.
Славяне и «рабы» - была ли связь?
Стрелы Перуна.
Ободритская столица Рерик и славянский
огненный сокол Рарог.
Об ободритских корнях Александра Даниловича Меншикова.
Море в русских сказках: воспоминания о прародине?
Рюген, фото-прогулка по священному русскому острову.
Григорий Базлов, Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?
Григорий Базлов, Соловей Будимирович.
Обсудить.
Связаться с автором: bond77@mail.ru
Swinow © 2005-2014
В оформлении сайта использованы рисунки Ивана Билибина.
|