Напомним историю, откуда появился этот "Велиград". Это построение основано на туманном свидетельстве арабского путешественника Ибрагима ибн Якуба, относящемся примерно к 965 году. В его тексте упоминается о главной крепости славянского князя Накуна. Название которой, как оно передано Якубом, может быть прочитано либо как "Аззан", либо как "Гран". И из этого, второго предположительного варианта прочтения, сделали догадку, что это могло быть славянское "град". При этом, Якуб указывает что это "большая крепость". И таким образом к этому гипотетическому "граду" добавили корень "вели", или "веле", то есть "большой". Вот так и появился этот самый "Велиград". Это просто искусственное построение.
При этом оно не учитывает рад вопиющих фактов:
1.) У балтийских славян слова "град"
вообще не было и нет до сих пор. В языках северо-лехитских славян, к которым относились и ободриты, для целого ряда слов сохранялся (и отчасти сохраняется поныне) древний праславянский рефлекс. Многие слова у них произносятся по схеме TorT (а не ToroT, или TraT/TroT, как в других славянских языках). К таковым относится и их слово
"город", которое выглядит у них как
"гард" или
"горд" (
gard, gord), а никак не
"град". Формы gard или gord зафиксированы в древано-полабском, словинском и кашубском языках, а также присутствуют в многочисленных топонимах по всей южной Балтике. Одних
Старгардов/Старогардов там около десятка. Подробней об этом, смотрите, например, здесь:
Балтийские Старгарды и русские Новгороды. Другими словами, из гипотетического прочтения названия крепости "Гран" не может получиться ободритское "град", ибо у ободритов не было такого слова. А "гард" из предполагаемого исходного "Гран" получается ещё хуже, чем "град". Здесь, справедливости ради, нужно отметить, что крепость ободритских князей Мекленбург, упоминавшаяся также как Магнополис и правда могла называться по-славянски Велигард. Но именно через
гард, а никак не
град. Это совсем другой город, к Ререку он прямого отношения не имеет. Разве что когда-то Рерик ему подчинялся. Но о Мекленбурге подробней чуть ниже.
2.) Никакой реальной привязки к Рерику у якубовского Аззана-Грана нет. Даже никакого намёка. Например, востоковед Ф. Вестбергиз из Риги, в своё время, отстаивая чтение "Аззан", рассматривал эту крепость не иначе, как как Зверин-Шверин, а совсем не Рерик.
3.) И самое интересное:
Рерик был разрушен данами в 808 году, а всё его население вывезено в заново построенный Хайтабу (Хедебю)! Последний раз он упоминается в хронике в 809 году. То есть, настоящий Рерик прекратил своё существование
примерно на 150 лет раньше упоминаемой Якубом крепости!
То есть, эта идея насчёт Велиграда - абсолютно голословная и безосновательная выдумка! Помимо того, что это чисто умозрительное построение, ибо оно не основывается практически ни на чём - но даже в том мизере, который имеется, совершенно ничего не сходится. Никакой это был не Велиград.
Но, однако, наших норманистских "реконструкторов" ничто из этого ни сколько не смутило.
И, как и во многих других случаях, когда что-то совершенно безосновательное и ни на чём не основанное, подхватывалось норманистами, начинало активно повторяться и водружалось на щит - тоже самое случилось и с "Велиградом". Это стало активно тиражироваться. Да ещё и так, словно это что-то совершенно точное. В прочем - для норманистов, "настоящих учёных" это обычное дело: выдавать свои догадки и, как минимум, очень слабенькие гипотезы, а то и просто откровенные натяжки и выдумки - за факты, а потом требовать к ним такого отношения, словно это точно установленная истина, а всех, кто в этом сомневается обвинять, что они "не настоящие учёные".
Далее, эту свою придуманную форму - "Велеград" её авторы соотнесли с городом "Михеленбургом", который упоминается с конце 10 века у саксов. И, вообще-то, продолжает существовать до сих пор! (Сейчас в виде небольшого посёлка Дорф-Мекленбург, с отчётливо сохранившимися следами бывшей славянской крепости.) Он же упоминается под названием "Магнополис", эта форма фигурирует у Адама Бременского и Гельмольда из Бозау (писавших существенно позже разрушения Рерика) в отношении этого же города. Далее - всё это почему-то приравнивается к Рерику. Все эти названия, действительно, переводятся как "большой город", или "большая крепость". И таким образом, Мекленбург и правда мог называться в славянские времена и по-славянски Велигардом. Хотя и не Велиградом. Но он не равен Ререку - это
другой город. Рерик - был торговым городом, Мекленбург - крепостью и политическим центром ободритских князей.
Далее, норманисты совершают интересный фокус: пользуясь упоминанием в Анналах королевства франков о разрушении настоящего Рерика в начале 9-ого века (а в этой, современной событию записи, указывается что даны называли город
Рерик: "lingua Danorum Reric dicebatur") они противопоставляют это название какому-то "славянскому", заявляя, что оно, якобы, было другим, и подставляют в эту схему выдуманное ими же самими, Велеград! Совершенно из ничего рождая идею, что у славян город назывался как-то по-другому (ну, а раз "по-другому", то конечно, изобретённым ими только что, на коленке, "Велеградом"). Хотя из записи о том, что датчане называли город Рериком, совершенно не вытекает, что славяне называли его как-то по-другому.
Далее, для слова Рерик они предлагают этимологическую гипотезу, что оно происходит от скандинавского
"reyrr" —
"тростник", мол, Рерик, располагался в старой озёрной котловине, покрытой густыми зарослями тростника. Впервые версия о "тростниковом" происхождении этого названия была выдвинута немецкими авторами в конце 30-ых годов 20-ого века, во времена расцвета Третьего Рейха. И вероятность славянской этимологии для этого названия теми кто выдвигал "тростниковую" версию тогда
просто вообще не рассматривалась. Хотя оснований для того, чтобы предположить и, как минимум, серьёзно принять во внимание, возможное славянское происхождение этого названия, как это будет показано ниже - предостаточно! Однако, "тростниковая" версия попала в оборот и закрепилась в "настоящей науке". При этом, заявлять что-то однозначно про "озёрную котловину" тогда было очень странно, ибо единственной и бесспорной версии о месте расположения Рерика в то время просто не существовало. И на роль этого города выдвигалось много кандидатов - в принципе мог подойти любой приморский мекленбургский город эпохи Каролингов. А таковых известно много - и современный Рерик (переименованный, кстати тоже в 30-ых же годах 20-ого века из Альт-Гарца), и Дорф-Мекленбург, и Бловац, и Любек, и даже Ольденбург на Вагрии. При этом, следует отметить, что недавно немецкими археологами был обнаружен приморский торговый город соответствующей эпохи, который очень хорошо подходит на роль Рерика - включая время прекращения своего существования. Расположен он недалеко от нынешней деревни Гросс Штрёмкендорф, в полутора десятках километров севернее остатков крепости Мекленбург. Рекомендуем хорошие и подробные тексты об этом поселении:
Рерик
Альт Гаарц.
Гросс Штрёмкендорф. Поселение.
Гросс Штрёмкендорф. Торговый центр.
Гросс Штрёмкендорф. Керамика.
Гросс Штрёмкендорф. Могильник и столица Дражко.
Р-р-р-е-е-е-й-р-р-р! Исторический и идеологический фон появления "тростниковой" этимологии Рерика.
Ладожская керамика в ободритском Рерике
Но открытие этого поселения - дело очень недавнего времени. Откуда в начале 30-ых взялась эта "озёрная долина, поросшая тростником", если место, где стоял древний Рерик ещё точно не было известно? Очередной вопрос к этой "настоящей науке".
Да и вообще - заросли тростника, это ведь, совершенно обычное для морского побережья Балтики явление. В любых спокойных бухтах по берегам - растёт множество тростника. Вряд ли это, на самом деле, какое-то такое уж особенное обстоятельство, чтобы в честь него могли назвать город. Тростниковые заросли - это совершенно обыденное, банальное обстоятельство на берегах южной Балтики. Наоборот - скорее было бы замечено место, свободное от тростника, если бы такое можно было найти, чем место поросшее тростником. Также интересным является довод, что если датчане называли крепость Рерик - это не обязательно говорит, о том, что этимология этого слова датская. Ведь, если, например, датчане называют современную Москву "Moskva" - это же не говорит о том, что это слово имеет датское происхождение? При этом "скандинавское название" Рерик явно выпадает из ряда других, настоящих, скандинавских названий городов, известных из источников. Скандинавы обычно называли чужие города - по-своему. По определённой схеме. Например, Щецин у них упоминается как
Бурстенборг, Новгород, это
Хольмгард, Волин, или Юлин –
Йомсбург, Аркона –
Яромарсбург, Константинополь –
Миклагард, Киев –
Кэнугарды и т.д. Согласитесь, Рерик, своей формой, явно выпадает из этой схемы.
Но эти простые, логичные доводы, конечно никого их норманистов не интересуют - они знай себе повторяют про свой тростник. И делают они это просто следуя своим собственным, особым целям, о которых чушь ниже.
Есть ли какие-то другие версии по этому поводу? Разумеется! И они куда убедительней при не предвзятом анализе!
Ещё в середине 19 века, Вацлав Ганка указывал на связь этого названия с соколом falco cyanopus, проводя аналогию с другими замками и крепостями, имевшими аналогичные по смыслу названия: Sokol, Gestrabj, Falkenstein, Habichtstein.
Ганку цитирует известный мекленбургский историк Георг Лиш:
""Rerich, der alte Name des Gaues, in welchem die Stadt Meklenburg lag (...) Rerich scheint mir, daß ich bei einem Chronisten Raroch gelesen habe, und das hieße: der Blaufalke (falco cyanopus). Man hat mehrere ähnliche Benennungen für Burgen und Vesten, z.B. Sokol (der Falke), Gestrabj (Habicht), im Deutschen: Falkenstein, Habichtstein, u.s.w.""
Павел Шафарик, вслед за ними, читал "Рерик" по-славянски как "Рарог", а одно из названий ободритов "ререги" (о чём подробней чуть ниже) как "рарожане". Шафарик указывал на существование слова rarog, обозначающего в польском языке сокола балабана и приводил в пример название польской деревни Рарог в Плоцком районе. Он также упоминал подобные имена других славянских городов и замков — Орел, Сокол, Ястреб. При этом, действительно, в ряде славянских языков известно данное слово для обозначения сокола: в польском это – "raróg", в чешском – "raroh", в словацком – "raroh", в некоторых малороссийских говорах – "раріг".
Идею славянского происхождения названия Рерик поддерживал и известный русский историк А.Ф. Гильфердинг, который также предполагал, что по-ободритски крепость называлась Рарог.
Однако, на самом деле, что касается языка ободритов - для них был характерен переход "рог" в "рик", в "древано-полабском" языке (прямо происходящем от ободритского), были зафиксированы следующие формы –
"woatrik" вместо
"отрок",
"rik" вместо
"рог" и т.д.
(Paul Rost, Die Sprachreste der Drawno-Polaben In Hannöverschen, Leipzig 1907). Так что, на самом деле, у ободритов - славянское "рарог" вполне могло выглядеть как "рарик", а то и "рерик".
Академик С. А. Гедеонов полагал, что Рерик (сокол) было прозвищем ободритского князя Дражко (Драговит, или Траскон), и в его честь была названа столица. А рерики (именно в честь сокола), было прозвищем самих ободритов. Гедеонов считал, что прозвище Рерик могло быть родовым в семействе ободритских князей, родственников Рюрика. Д. Иловайский также разделял предположения С. Гедеонова.
При этом, на самом деле - немецкие источники действительно неоднократно упоминают в качестве одного из названий ободритов слово "ререги". В частности, так их называет Адам Бременский, в Деяниях архиепископов Гамбурской церкви (11 век). Это же название (Reregis) использует и
Саксонский анналист (
оригинал). И это ещё один, и весомый, аргумент в пользу не скандинавской этимологии этого слова. Ибо вряд ли целое племя, спустя 200 лет после гибели какого-то их города, называли бы именем этого города, если бы оно не было связано с самим этим народом, не происходило бы из их языка, не отражало бы какое-то их понятие, а было бы иноязычным, (датским, как нас в этом конкретном случае, уверяют норманисты). Скорее всего - и название этого города, и название племени, связано с чем-то собственно ободритским. И вероятно - это именно этот самый Рарог, или Рерик.
Более того, здесь также уместно напомнить об известном славянском мифологическом герое - огненном духе, соколе Рароге. Ведь, помимо собственно реального животного - сокола, словом рарог именовался также славянский огненный дух, связанный с культом очага: Raroh, Raroch, Rarašek, Раріг, Raróg, Járašek, Járog, Rárožica, Rarov. У литовцев он также известен как Ràrogas.
У чехов сохранилось поверье, что Рарог может появиться на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает человек на печи. Обычно он представляется в образе хищной птицы, сокола, или огненного дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, иногда также, в виде огненного вихря. По-видимому, образ Рарога как огненного духа (ранее, возможно, и божества) был общеславянским. Возможно, отголоском этого героя является такой персонаж русских народных сказок, как Финист Ясный Сокол.
Наличие этого сверхъестественного героя, ещё лучше объясняет почему ободриты могли называться ререгами. Волшебный огненный сокол - вполне подходящий символ для средневекового племени, а его имя - прекрасный вариант названия для их столицы, и для них самих, если они особенно почитали именно его.
Почему же норманисты при всей очевидной необоснованности, а точнее просто откровенной вздорности версии про Велеград упорно её повторяют, а также твердят про какой-то там тростник? Объяснение здесь очень простое - они не могут допустить чтобы какое-то слово, хоть сколько-то похожее на имя нашего первого князя Рюрика имело бы отношение к славянам! Оказалось бы славянским! Вот в чём вся причина. Ибо это тут же ставит всю их "настоящую науку" (не основанную, между нами говоря, ни на чём, кроме выдумок и фантазий) под сомнение. Вот именно для этого версия с мифическим Велиградом и используется, старательно тиражируется. Вот в чём причина - всех этих их жонглирований и фокусов, а также игнорирования фактов!
Как, например, поторопился недавно заявить один из норманистов, некий С. В. Алексеев:
"
Название славянского Велиграда "Рерик" стало излюбленным аргументом некоторых представителей российской "антинорманистской" школы. Действительно, оно перекликается с именем "Рюрик" — и лучшего доказательства неславянского происхождения этого имени трудно было бы представить. Славяне звали свою столицу Велиградом. Скандинавы звали Велиград Рериком, так же, как германцы — Мекленбургом. Не обратить на этот широко известный факт внимания возможно лишь по какому-то недоразумению. Очевидно, от использования данного аргумента рациональный «антинорманист» должен отказаться."
Нет, уважаемый Сергей Викторович, никаким Велеградом "славяне" этот город никогда не звали! Веле
гардом, а не Веле
градом, могла называться, существовавшая во времена ибн Якуба (середина 10 века) крепость ободритов Мекленбург (и продолжающая существовать до сих пор) а никак не погибший в самом начале 9 века Рерик. Но это
совершенно разные города. Никакого "другого славянского названия" у Рерика скорее всего никогда не было. Насчёт того, что Рерик назывался Велеградом - это просто ваша норманисткая выдумка. И больше ничего! Вся ваша риторика на эту тему, как мы проследили - не основана ни на чём. В прочем - это обычное для норманизма явление. Так что, не спешите говорить гоп, пока не перепрыгнули! Название Рерик - вполне себе славянское, и восходит к глубоко славянским представлениям и поверьям, к жизни ободритов-ререгов. И это имя как самих ободритов, всего народа, так и одного из их городов, одной из их ранних столиц. И совсем незачем, при честном изучении истории - натягивать из всего этого то, что пытаются натянуть норманисты.
При этом, славянское слово Рарог, Рерик, причём, как называние самих ободритов, так и название их столицы - это действительно интересно применительно к имени Рюрика! Особенно учитывая что именно об ободритском происхождении князя Рюрика заявляют единственные имеющиеся на эту тему старинные источники. А об общей связи Руси и южной Балтики свидетельствует масса разных фактов и источников. При этом, само имя Рюрик - видимо, могло и не быть этимологически связанно с Рарогом, но, вполне возможно, что это имя сопоставлялось ободритами с их соколом ещё в древности. В связи с этим является, безусловно интересным знаменитый знак Рюриковичей, который вполне явственно представляет собой изображение пикирующей на добычу хищной птицы (сокола).
Изображение хищной птицы на цилиндре из Волина, так похожее на знак Рюриковичей.
Подробней об этом смотрите здесь:
Рарог бьёт птицу на побережье Северной Германии. и здесь:
Пикирующий сокол на сребренике Ярослава.
Смотрите также другие материалы на нашем сайте:
Названия северной Германии совпадающие с русскими названиями и фамилиями.
Старинные немецкие фамилии, очень близкие, или идентичные русским фамилиям.
Балтийские «Старые города» и русские «Новые города».
Русские названия Южной Балтики.
Славяне в Скандинавии.
Теории о смене рядом племён Европы в эпоху ВПН своей этнической принадлежности.
Славяне и «рабы» - была ли связь?
Стрелы Перуна.
Об ободритских корнях Александра Даниловича Меншикова.
Море в русских сказках: воспоминания о прародине?
Рюген, фото-прогулка по священному русскому острову.
Григорий Базлов, Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?
Григорий Базлов, Соловей Будимирович.
На главную.
Обсудить.
Связаться с автором: bond77@mail.ru
Swinow © 2005-2014
В оформлении сайта использованы рисунки Ивана Билибина.