Теории о смене рядом племён Европы в эпоху великого переселения народов своей этнической принадлежности.
В современной историографии касающейся позднеантичной и раннесредневековой истории Европы является широко растиражированным представление о том, что во времена великого переселения народов, ряд племён, известных по римским и греческим источникам, обитавших в центральных частях континента, которые, в раннесредневековых, уже немецких, источниках имеют "двойников", с очень близкими названиями - сменили свою этническую принадлежность и превратились из неких "восточных германцев" в славян. В зависимости от воззрений тех или иных авторов, этот процесс описывается в диапазоне от "восточные германцы" полностью ушли, а на смену им, на пустые земли пришли славяне, взявшие себе почему-то те же самые названия, что и у "восточных германцев" (обычно это "объясняется" через посредничество названий местности) до того, что славяне вторглись в эти земли и застали часть "древних германцев", подвергнув их ассимиляции, но взяв себе, при этом, почему-то названия этих германцев. В общем и целом - несмотря на указанные вариации - сама эта концепция, считается, как бы общепризнанной, общим местом, "не нуждающимся" в подтверждении, или осмыслении. Автоматически воспроизводится и повторяется.
варины - варны, вари, вагры, они же видимо, те самые варяги руги, ругиклеи - руги, ругиане, руяне силинги - слензяне вельты - велеты, вильцы, они же лютичи. лемовии - лемузы марсинги - моричане, жили в районе нынешнего Мюриц зее, или по-славянски озеро Морче гелизии - геленсичи хатты - хуттичи, или худичи вождя хаттов по сообщению Страбона звали Укрмиром, в средневековье в Полабье жило племя укрян. дидуны - дедошане хизобарды - хижане, или кисины одно из племён подчинявшихся руянам земноны - земчичи вандалы - вандалы Сейчас об этом мало говорят, но средневековые немецкие (и не только немецкие) источники прекрасно знают вандалов, которых они рассматривают не иначе как славян. Данный этноним часто служит собирательным для обозначения всех балтийских и полабских славян.Ну и наконец, венеды, относительно которых тот же Тацит колеблется к кому их отнести, и приходит к выводу, что это, скорее, германцы. Словом венды - немцы всё средневековье называли соседних славян. А их потомков - кашубов и лужичан, называют до сих пор! Также, в римских текстах известны некие воланы, что может быть передачей этнонима поляне, который послужил основой для названия поляков и Польши. Аполлон Григорьевич Кузьмин, по этому же вопросу указывал следующее: "В литературе обращалось внимание на то, что у славян Поморья сохраняются этнические названия предшествующей поры: варины и варны, мугилоны и могиляне, лугии и лужане, ракауты и ракоусы, ругии и руги и др. Видимо, неславянское население слилось со славянским, передав ему свои топонимы и этнонимы и восприняв его язык." (А.Г.Кузьмин Об этнической природе варягов (к постановке проблемы) // Вопросы истории. 1974. № 11.) Следовательно, к перечню Кобычева следует добавить ещё два примера: мугилоны - могиляне ракауты - ракоусы Как видим - из этих этнонимов, зафиксированных в источниках не очень хорошо получается чтобы там имела место какая-то кардинальная массовая смена племён в эпоху перехода от античности к средневековью. Латинские названия - вполне узнаваемы, просто это не очень хорошо подходящая для передачи славянских слов транскрипция. Даже из самого количества подобных совпадений можно предположить, что никакой массовой смены населения в древности там не было! Можно себе представить как один народ придя на место ушедшего взял себе его имя, хотя это довольно странно. Можно представить также что какой-то народ, растворив в себе остатки предыдущего также позаимствовал его имя, хотя это тоже странновато. Но в полутора десятков случаев подряд, на примерно одной и той же территории - это практически невероятно. По количеству совпадений сама эта теория, скорее напоминает старый анекдот про милицию. На полу был обнаружен труп мужчины с 25 ножевыми ранениями спины, а рядом валялись апельсины. В результате расследования было установлено, что мужчина чистил апельсин, выронил нож, тот стал на рукоятку, мужчина поскользнулся на кожуре, ударился спиной о нож, и так 25 раз. Вот такого порядка предлагаемое нам "объяснение". При этом, что интересно - там же, помимо славян есть масса других народов с теми же самыми названиями, что и в древности. Однако, про них никто не рассказывает, что это были какие-то новые народы, позаимствовавшие названия классических племён и что они принадлежат к другому этносу, чем одноимённые древние племена. Саксы, англы, аллеманы, светиды и другие германские народы, упоминающиеся в римских текстах - это, по мнению современной "науки" - всё те же самые племена, что и средневековые народы с такими же, или похожими названиями. Тоже самое касается аестиев Тацита, упомянутых где-то в районе Пруссии, и эстиев известных там же по средневековым текстам. Нигде речь о смене этнической принадлежности этими народами не поднимается. Все эти немецкие разглагольствования относятся только к славянским народам! Примерно к 15-ти племенам. Фактически, единственным основанием заявлять это является то, что в римских текстах они называются словом "германцы". Но при этом не учитывается, что римляне часто использовали это слово как обобщение, собирательный термин - для всех северных дикарей, проживавших в холодной стране "под серым небом", известной как "Германия". Все примитивные племена, живущие к северу от Рима и к востоку от Галлии, занимающиеся малопродуктивным сельским хозяйством, нищие и воюющие пешим строем, светловолосые и голубоглазые - подпадали для римлян под понятие "германцы". Тацит пишет об этом практически прямым текстом. Плиний выделяет несколько групп германцев, в рамках которых говорят на схожих языках, это говорит о том, что языков там существовало как минимум несколько. В самых ранних римских текстах, описывающих германцев, например, Юлия Цезаря - большинство названий их племён имеют явно кельтское происхождение. Это не были "древние немцы". Да и сами слова "германцы", "Германия", заимствованы римлянами, видимо, у галлов. До сих пор, в некоторых кельтских языках есть корни ger, gearr обозначающие территориальную близость. "Германия" видимо, просто означает по-кельтски "соседняя земля". А германцы - соответственно "соседи". Плюс надо отметить, что 2 000 лет назад индо-европейские языки были удалены друг от друга меньше, чем сейчас, и, следовательно, было, видимо, проще увидеть общие корни. Хотя даже и сейчас, при внимательном рассмотрении - можно легко заметить явные совпадения у индо-европейцев. Так что - несмотря на то, что языки у тех "германцев" были разными, римляне вполне могли разглядеть некоторое родство и трактовать это как признак общности. Что они, в общем-то, и сделали. Под "германцами" римлян, скрывались, видимо самые разные народы - древние немцы, кельты, и другие индо-европейские племена, в том числе, возможно, и наши древние языковые родственники. Потом, ближе к средневековью это слово начинает приобретать уже строго этническое значение. Под которым оно знакомо нам и сейчас. И это заметно уже у Иордана. Хотя ещё и в средневековье, многие авторы употребляли термины "Германия" и "германцы" скорее как географические и социальные, а не этнические понятия. Так в первой половине 9-ого века учёный ал-Хорезми писал: «Страна Германия, а это земля славян». Конечно, можно сказать, что он в своём Хорезме всё перепутал. Однако и в Европе английский король Альфред Великий (871-899/901) в своём переводе Орозия описывал Германию как землю от Рейна до Дона и от Балтийского моря до Альп, в которой он указывает и хортов (белых хорватов), и сермендов (сарматов), и денов (датчан), и остов (балтских «эстов»), и афредов (ободритов), и винедов (балтийских славян), и бургендов (жителей Борнхольма), и хэфельдов (гаволян), и свенов (шведов), и сурфов (лужицких сербов), и квенов (финнов), и скридфиннов (саамов), и норманнов (норвежцев). Смотрите соответствующий текст здесь: Орозий Короля Альфреда. Также, например, византийский историк Лев Диакон, описывая поход киевского князя Игоря против древлян указывает, что тот пошёл "в поход на германцев". Подобных случаев можно привести много. Лишь когда научились писать сами немцы (приобщившись к достижениям римской цивилизации - к тому, что от неё осталось, в рамках Франкской империи, и особенно со становлением Священной Римской Империи Германской Нации) - они стали применять слово "германцы" только к своим языковым родственникам. Понимая его, как и слово "Германия" в этническом, и даже более того - в национальном смысле. И постепенно это начинает закрепляться в литературе. Прочие же племена, располагавшиеся по соседству, но не являвшиеся "германцами" в их смысле этого слова - немцы описывают под их собственными, большими этническими названиями: славяне, венды, вандалы, герулы, винулы и т.д. И вот их-то племена совпадают с названиями из римских текстов. Это всего лишь значение слова "германцы" чуть чуть изменилось, а не полтора десятка племён сменили свою этническую принадлежность! Точнее смена, или некоторое развитие видимо была, но не настолько кардинальная! Однако, об этом дальше. Понять, на самом деле, все эти обстоятельства не так сложно, просто авторы, которые писали историю тогда, как мы выясняем - не очень хотели это понять! Не входило подобное в их планы. И, кстати, в римских же текстах, зафиксировано слово немети (nemeti), читаться должно было, видимо как "немецы", по аналогии с Roetia (Реция), natio (нация), demonstratio (демонстрация), Rutenia (Русения, Русь) и т.д. Они описываются как германский народ, проживавший на определённой территории. А что если это просто экзоэтноним, название всех германцев, которое использовали наши с вами древние языковые родственники из Центральной Европы, который какими-то обходными путями попал к римлянам и был понят ими как название одного из племён? Ведь слово "немцы" для обозначения немцев является общеславянским и восходит к глубоким праславянским временам. Так немцев всегда называли и называют все славяне: русские, украинцы, белорусы, лужичане, полабские славяне, болгары, македонцы, словенцы, сербы, хорваты, поляки, черногорцы, чехи, словаки, словинцы. Только кашубы называют их "мемцы", да и то это лишь местный вариант произношения. При этом - никакие источники, в том числе немецкие, не фиксируют ровно ничего ни об исходе из этих земель поголовно всего населения, ни о приходе новых племён, носителей нового языка, ни о вытеснении германцев, ни о появлении славян. Об этом ничегошеньки никем не сообщается. Немцы этого совершенно не заметили! Но при этом есть другое, весьма любопытное свидетельство один из немецких источников касательно 6-ого века, описывая стычки с лужицкими сербами поясняет, что мол данные "венды" ранее издавна плати дань их королю! Издавна. Хотя речь идёт о 6-ом веке, в котором по современным гипотезам, "славяне только начинают" проникать в Полабье. Однако - одно из их племён в немецком источнике прямо описывается как совершенно обычное, местное, известное давным давно! Это опять никак не согласуется с нынешней "наукой". О переселении туда славян ничего не сохранили ни предания, ни легенды. Но при этом, некоторые местные полабские, южно-балтийские легенды явно помнят события, произошедшие ещё в бронзовом веке, что является веским свидетельством никогда не прерывавшейся связи с древним населением: Мегалиты и курганы бронзового века в народных преданиях и легендах; Поездка к гробнице короля Хинце. Добавим сюда, что не зафиксировано ни одного слова на языке, допустим ругов, или лугиев, или кого-то ещё из этих племён, которое бы позволило отнести их к германцам. Относительно вандалов имеется один единственный текстик, который написан на разновидности германского языка, названного "вандальским", но никто не может гарантировать что это реальный язык настоящих вандалов, а не какого-то племени, например, входившего в их союз. В средневековье полно примеров, когда тексты на языках одних народов ошибочно приписывались другим народам. Есть также упоминание о том, что вандалы и готы говорили на одном языке и имели одинаковые обычаи. Но это также может быть связано с мультиэтничностью племенных союзов, как готов, так и вандалов, и не обязательно свидетельствует об идентичности самих исходных племён. У вандалов, как и у некоторых других германцев, нападавших на Рим, известно много личных имён, которые вполне близки славянским. При этом, если мы вспомним словарь вандальского языка, составленный Мавро Орбини - по отдельным словам, или фразам, которые он разыскивал в разных древних источниках, то их язык был довольно далёк от германцев. Этот словарь можно посмотреть здесь. Карта по Ю. Кузьменко, Ранние германцы и их соседи, 2011. Это собственно, что мы видим из источников. Но это далеко не всё. Есть же ещё и результаты изучения самого этого обширного региона, в котором обитали предполагаемые "восточные германцы". Полабские земли и южная Балтика. Что мы там видим? Начнём с того, что в древней топонимии этих регионов нет практически никаких следов немцев. Из германских языков не выводятся никакие сколько-нибудь древние названия в этих областях. Особенно это касается гидронимии - названий рек, озёр, болот, ручьёв и т.д. - самого древнего слоя топонимов любой местности. Южная Балтика, от Гданьская и до Киля - имеет вполне отчётливую балтскую гидронимию. Что касается чуть более южных, полабских областей - там тоже лишь на очень небольшом участке фиксируются предположительно германские гидронимы (и при этом участок этот очень мал, а сами примеры далеко не бесспорны), в остальном же фиксируются некие "индоевропейские топонимы - не германские и не славянские". Происходящие из какого-то третьего индоевропейского языка. Что же касается топонимов обозначающих человеческие поселения - так они и вообще по всему этому региону практически полностью чисто славянские. Реальной древней германской топонимии там просто нет. Что практические невозможно если бы там действительно обитали какие-то германоязычные племена. Особенно, учитывая, что их этнонимы были позаимствованы "пришедшими туда", как это утверждает современная "наука" славянами. То есть какой-то контакт с "предыдущим" населением подразумевается. Но гидронимы (топонимы наиболее устойчивого типа) германского происхождения отсутствуют. Подробней об этом смотрите: Дославянские гидронимы Поморья; Снова о дославянском населении восточной Германии.; Древнегерманская гора или верховный Бог славян: к вопросу о древнейшем населении восточной Германии. и т.д. Ровно тоже самое показывает нам и археология тех мест. Несмотря на то, что немецкими учёными активно повторяется, что славяне начали переселяться в эти земли в 6-ом веке, на материальном уровне предъявить им по сути нечего! Есть приток "новых славян" - носителей пражско-корчакской культуры, который наблюдается в Чехии и в землях лужицких сербов, но этот процесс видимо привёл туда, к жившим там уже до этого лужичанам собственно сербов и породил известных нам лужицких сербов. Остальные же культуры местных славян вполне явно восходят к предыдущим местным древним культурам и являются органическими их развитиями. И это суково-дзедзицкая культура (прямо происходящая от лужицкой культуры) а также её варианты - фельдбергская, фрезендорфская (волинская) и т.д. Древние "дославянские" крепости, найденные, например, на Рюгене - практически один в один соотвествуют более поздним "уже славянским" крепостям располагавшимся там же, или в соседних землях, и т.д. и т.п. Никаких сколько-нибудь убедительных доводов в пользу смены населения археология также привести не может. Хотя, как это часто бывает в современной "науке" отсутствие каких-либо реальных фактов в пользу предлагаемых концепций компенсируется обильной риторикой на эту тему, а сами предлагаемые выводы существуют совершенно независимо от имеющихся фактов. Подробней смотрите: Замковая гора – крепость эпохи великого переселения народов и проблема заселения Рюгена; Рюгенские чаши. Часть 1. Чаши древних ругов.; Рюгенские чаши. Часть 2. Особая керамика племени руян.; Рюгенские чаши. Часть 3. Проблема датировки керамики в свете рюгенской археологии. и т.д. Есть и ещё доводы - например, в отличие от настоящих германцев, жители Полабья и Южной Балтики - не знали ржи. Вплоть до 6-ого века, когда она действительно там появляется. Германцы же возделывают рожь с древних времён. Впрочем, славяне также знают рожь очень давно, и этим южно-балтийские племена отличаются и от них тоже. Там жили явно какие-то другие племена. И вообще - сама эта концепция "восточных германцев", отличавшихся от основных германцев, рождена именно как попытка объяснить разительные отличия тамошних племён он настоящих германцев, видимые легко и просто, невооружённым взглядом. Об этих отличиях говорится видимо и у Иордана. Вспомните например, его знаменитую фразу, касающуюся ряда балтийских племён, в том числе ругов и ранов: "Все эти племена, превосходящие германцев как телом, так и духом, сражались всегда со звериной лютостью." (Иордан, О происхождении и деяниях гетов, часть I) Что же там было на самом деле? Из имеющихся данных - можно предположить следующее: Население которое там проживало в древности говорило на периферийном балтском наречии (а следовательно, было родственно собственно славянам). Вероятно, изначально они говорили на языке близком прусскому. При этом, язык пруссов по сути, являясь балтским, гораздо ближе к славянским, чем, например литовский или латышский (хотя и те не очень далеки). В.Н.Топоров даже предполагает возникновение самого славянского диалекта из периферийного балтского говора, очень близкого к прусскому языку. Это произошло где-то чуть южнее интересующего нас района, ближе к Карпатам, на окраинах тогдашнего балтского ареала. Возможно, после изоляции будущих славян ираноязычными племенами. А на южной Балтике, и в самой Пруссии этот исходный для славянского языка говор продолжал существовать и после появления где-то южнее собственно славян. Далее, в один прекрасный момент новоиспечённые славяне стали активно распространяться - видимо под давлением каких-то кочевников, возможно, гуннов. Попали они и на южную Балтику, и своих языковых родичей, видимо, довольно легко, превратили в славян. При этом, что характерно - именно у балтийских славян в их языках осталось масса признаков, роднящих их с балтами. Но тем не менее постепенная славянизация произошла. И именно поэтому немцы не заметили никакой смены языка - ибо дистанция между исходным местным говором и "новым славянским" была не так высока. Подумаешь, ранее тамошние "венды" говорили "цилвекс", а стали человек, говорили "драугс", стали друг, говорили "зобс", стали зуб, говорили "акс", стали око, говорили "ассинс", стали осень, говорили "корвис", а стали "корва" (корова), говорили "гард", и так и осталось гард (город), говорили "варна" и так осталось варна (ворона), говорили "воргс", и так и осталось "ворг" (враг), говорили "галва" и так и осталось "галва" (голова) а подобная форма слов, как раз и есть одна из отличительной особенностей языков балтийских славян, роднящая их с балтскими. Говорили Перкун, стали Перун! При этом тогда, около полутора тысяч лет назад дистанция между уже собственно славянами и балтами, говорившими на языке от которого произошёл славянский была ещё меньше! В общем - если мы принимаем это, тогда мы можем наконец объяснить все те вопросы и несовпадения, которые оставляют нам популярные до сих пор, но порождённые немцами в позапрошлом веке по их собственным причинам, концепции. Но тем не менее определённая эволюция до славян этими народами была пройдена - под влиянием притока собственно настоящих славян. Которые, кстати, принесли в регион и свою характерную культуру - рожь! Вот что там, видимо, имело место на самом деле! И это, кстати, если русь вышла с южной Балтики - прекрасно объясняет "росские" названия днепровских порогов, которые очень легко трактуются именно из балтских корней. В общем - если возвращаться к немецкой гипотезе о смене населения - то она имеет отношение скорее не к древней истории Европы, а к политическим реалиям 19-ого - начала 20-ого веков. И связана с осмыслением тогдашним немецким государством своей роли в мире, а также с разгоравшейся между Россией и Германией борьбой за контроль над Центральной Европой. Удивительно только как наши историки с готовностью отдавали всю нашу историю (или вероятно нашу) на откуп немцам. Принимая любую чушь, которую те только задумывали написать. Даже самую нелепую. Несмотря на то, что имелось масса оснований не соглашаться! Наши солдаты, моряки, учёные, инженеры, политики, писатели, просто, обычный народ - когда это было необходимо, все стойко боролись с немцами - одни "историки", практически полным составом, всегда покорно ложились под все немецкие конструкции. Ну просто как загипнотизированные, охотно поддакивая и даже аплодируя любым немецким словам, даже таким в которых дыры и белые нитки найти не представляло ровно никакого труда. Найти и предъявить общественности! Так нет - они сами прятали эти белые нитки подчас старательней, чем немцы! Поразительный феномен. Пожалуй, такое известно только в России! Больше не припомню этого нигде. Сморите также: Балтийские «Старые города» и русские «Новые города». Названия северной Германии совпадающие с русскими названиями и фамилиями. Русские названия Южной Балтики. Об ободритских корнях Александра Даниловича Меншикова. Ободритская столица Рерик и славянский огненный сокол Рарог. Старинные немецкие фамилии, очень близкие, или идентичные русским. На главную. Связаться с автором: bond77@mail.ru Swinow © 2005-2014 В оформлении сайта использованы рисунки Ивана Билибина. |