Григорий Базлов Соловей Будимирович
В русской эпической традиции есть немало былин, которые традиционно относят к былинам киевским, тем не менее, по ряду признаков их можно отнести и к северному – новгородскому былинному циклу. Некоторые из них не сохранили такие убедительные признаки северного происхождения как былина о Дюке Степановиче, но, тем не менее, имеют черты, позволяющие нам сделать предположение, что былины эти не только были сохранены народной памятью на русском Севере, но и созданы были там же. Былина о Соловье Будимировиче, который, между прочим, ещё и гусляр, известна в 28 записях. Самая старая из записей принадлежит Кирше Данилову. Ещё профессор В.Ф.Миллер1 убедительно утверждал, что эта былина северного, Новгородского происхождения. Тем не менее, по основному месту действия её приурочили к Киевскому циклу. П. Н. Милюков обратил внимание на то, что в былине упоминаются такие географические реалии как: море Варяжское - Финский залив, город Леденец - замок Линдаписса около Ревеля, остров Кодольский – Котлин. С нашей точки зрения, гидроним «Варяжское море» в этой былине следует понимать шире, нежели Финский залив. Варяжским морем называлось всё море Балтийское или, как минимум, его часть от Финского залива до земли славянского племени варинов, которых немцы именовали ваграми, а на Руси традиционно называли варягами. Прежде чем перейти к рассмотрению упомянутых в былине топонимов, хочется отметить, что по сюжету былина очень близка именно к великорусским свадебным песням, в которых жених приезжает откуда-то из-за моря.2 Это обстоятельство мы можем считать так же прямым свидетельством того, что былина создавалась в среде великорусской и мифопоэтическими конструкциями была укоренена в устойчивых мифологических формулах великорусской традиции. Одна из наиболее распространенных записей былины перечисляет такие топонимы: Соловей Будимирович приплывает из города «Леденца», из земли «Веденецкой». «Из-за славного синя моря Волынского, Из-за того Кодольского острова,
Из-за того Лукоморья зеленова...»3 С.В. Рогачев в своей работе «Гледен- Леденг» так определяет прототип былинного города Леденца: «Скорее всего, название древнего города — предшественника Устюга — Гле’ден есть результат некоторой перекомпоновки финского полунарицательного топонима Ле’денг.» Он предлагает считать прототипом города Леденца либо Великий Устюг, либо населенный пункт находящийся ныне на полпути между Никольском и Тотьмой в селе в 200 км к юго-западу от Устюга. Он стоит на речке Леденге (текущей к Сухоне), деревня выше по течению именуется Леденга. Другой топоним, предложенный С. В. Рогачевым, в качестве прототипа расположен в 200 километрах к югу от Великого Устюга, так же называется Леденгск, но уже в бассейне Ветлуги. Распространено так же мнение, что город Лединец, это Линданисса одно из названий древнего Таллина. Былинный «Кодольский» остров П.Н. Милюков считал островом Котлин (Ketlingen)4. В.Б. Вилинбахов подразумевал под топонимом «Кодольский» - «…искаженное название острова Готланда, мимо которого действительно мог плыть Соловей Будимирович, отправлявшийся на Русь из западнославянских земель.»5 Можно сказать, что, несмотря на отличные мнения, большинство исследователей локализуют упомянутые топонимы на севере России и в балтийском регионе, расходясь в местонахождении отдельных мест, но всегда связывая их расположение или с Русским Севером или с Балтийским морем. Вид на залив с Арконы Былинное «зелёное Лукоморье», всегда единодушно помещается исследователями так же на Балтийском море, только одни (В.Б. Вилинбахов) видят в нем искаженное название - «Зеландское лукоморье (поморье)»6, другие (Е. Нефедов) берег острова Руяна (Рюгена), залив между полуостровом Виттов (на котором стояла та самая Аркона) и полуостровом Ясмунд, имеющий четко очерченную дугообразную форму. В настоящее время он называется Тромпер Вик (Tromper Wiek).7 Карта Руяна Присмотревшись к описанию флота богатого гостя, мы обязательно обратим внимание на оформление кораблей Соловья Будимировича. Они роскошно украшены и, что характерно, все эти богатства подчеркнуто северные: У того было сокола у корабля Вместо бровей было прибивано По черному соболю якутскому, И якутскому ведь сибирскому; Вместо уса было воткнуто Два острые ножика булатные; Вместо ушей было воткнуто Два востра копья мурзамецкие; И два горностая повешены, И два горностая, два зимние; У того было сокола у корабля Вместо гривы прибивано Две лисицы бурнастые;8 Вместо хвоста повешено На том было соколе-корабле Два медведя белые заморские»9 Соболя, горностаи, бурые лисицы, шкуры белых медведей, моржовые клыки, все говорит о том, что Соловей Будимирович приехал с Русского Севера и с Варяжского (Балтийского моря). Начинается былина так же с описания севера и северной природы: «А мхи были, болота в поморской стороны, А гольняя щелья в Бели́-озери́, А тая эта зябель в подсиверной страны, А ‹...› сарафаны по Моши по реки́, Да раструбисты становицы в Ка́ргополи, Да тут темные лесы что смоленские, А широки врата да чигиринские.»10 Сказитель как бы описывает откуда и куда плывут корабли Соловья Будимировича: Поморье, Белое озеро, река Моша (Архангельская область, приток р. Онеги), Смоленские леса, уездный город Киевской губернии Чигирин, Днепр, Киев. Учитывая перечень этих географических названий можно утверждать, что Соловей Будимирович – «больший атаман» (кстати, тоже северная - новгородская должность предводителя дружины) прибыл с Русского Севера. Очевидно, что его город Леденец находился где-то там. Или, как предполагает С.В. Рогачев, в Великом Устюге или как П. Н. Милюков - это замок Линдаписса около Ревеля, остров Кодольский – Котлин. Существует так же мнение, что легендарный город Леденец - это старорусский Веденец, древнее русское название Венеции. Логично предположить, что в этой былине так же как в былине о Дюке Степановиче речь идёт не о Венеции, а о знаменитом, крупнейшем в средневековье, торговом славянском городе Винете (Волине, Юмне), превратившемся со временем из Веденца в Леденец. В упомянутом море Волынском многие исследователи видят море Балтийское, названное так в честь знаменитого острова Волин.11 Можно так же предположить, что былинный город Леденец – это торговый город в южной Швеции, на берегу реки Лёдде. Город назывался Лёддечёпинг, что на Руси могло быть запросто сокращено до «Леденца». Тем более, что это поселение, находилось не далеко от острова Руяна, можно сказать, «напротив» и располагалось в точности на пути предполагаемого путешествия Соловья Будимировича. О связи Соловья Будимировича с Балтийскими славянами свидетельствует и тот факт, что наряду с традиционными северорусскими дарами князю: «сорок сороков соболей», «мелкого зверя и сметы нет», он ещё дарит дорогие ткани. Известно, что дорогие ткани выполняли в экономике балтийской Руси ту же функцию, что и меха на Руси северной, они были прообразом денег, эквивалентом стоимости. Не случайно, в языческих храмах балтийских славян накапливалось такое огромное количество дорогих тканей. « …драгоценные металлы не допускались у ран в обращение. Деньгами служили у них не меха, как у русских в старину, а полотна…»,12 «… по словам Саксона Грамматика, кроме множества денег (в храмах. Г.Б.) хранился великий запас драгоценных тканей, распадавшихся от ветхости.»13 Былину о Соловье Будимировиче сближает с былиной о Дюке Степановиче, не только их северное - варяжское происхождение, похожие названия их городов, упоминание о Балтике, но и неслыханное, баснословное богатство главных героев. Это так же наводит на мысль, что оба богатыря прибыли из какого-то крупнейшего, богатейшего торгового города на Балтике, а таким городом там был именно Волин – Винета. «…мы отказываемся видеть в Соловье, носящем чисто славянское имя, скандинавского путешественника. Гораздо более вероятным представляется то, что он был западнославянским мореплавателем; во всяком случае, это был славянин, прибывший на Русь с Балтийского моря.»14 Вряд ли русские северные былины стали бы с симпатией воспевать сватовство традиционно враждебного норвега к киевскому князю. Разумнее было бы ожидать подобное восхищение от скандинавских сказителей. Если допустить, что в перечне топонимов, в зачине былины, подразумеваются не Новгородские земли, а, возможно, южное побережье Балтийского моря – Балтийская Русь, то и там мы сможем отыскать некоторые аналогичные названия. Например, «поморская сторона» может оказаться не только землёй беломорских поморов, но так же, и Балтийским поморьем15. Город Леденец (Лёддечепинг) окажется так же, не далеко. «А гольняя щелья в Бели́-озери́,» Новгородцам, конечно хорошо известно, что на Белом озере, которое у города Белозерска, нет «гольных щелей» то есть – прибрежных, гранитных, покатых скал. Именно такие скалы на Севере называют «щелья». Видимо, в былине подразумевается какое-то другое Белое озеро. Возможно, что это озеро Имандра, на Кольском полуострове, в старину оно называлось так же Белым, там подобных скал множество. А не исключено, что речь идет и об озере Белом, расположенном на балтийском острове Руяне (современный Рюген). «А тая эта зябель в подсиверной страны,»16 Снова, в былине говорится о северной «зябели», от слова «зябнуть», то есть о холоде, может быть и о ветре. «А ‹...› сарафаны по Моши по реки́,»17 Река Моша протекает в Архангельской области, в Плесецком и Няндомском районах. Является правым притоком Онеги. В четырёх километрах от места впадения находится село Федово. Опять северный топоним. Река Моша Каргополь – город расположенный на правом берегу реки Онеги, в Архангельской области. Каргопольский район граничит с Вологодской областью и республикой Карелия. Обратите внимание, почти везде речь идёт о водных путях. Этим, кажется, сочинитель былины хотел подчеркнуть, что былина о людях флотских, много путешествующих на кораблях. Город Каргополь, на берегу р. Онеги. Далее в былине говорится о смоленских лесах и «Вратах чигиринских» подразумевая, видимо, дальнейший маршрут кораблей Соловья Будимировича в Киев. «Да тут темные лесы что смоленские, А широки врата да чигаринские.» Ещё одним характерным маркером, подтверждающим северорусское происхождение Соловья Будимировича, является его страсть к игре на гуслях. «Струну к струночке натягивает, Тонцы по голосу налаживает, Тонцы он ведет от Новагорода, А другие ведёт от Еросолима, А все малые припевки за Синя моря, За синя моря Волынскаго, Из-за того Кодольского острова, Из-за того Лукоморья зелёного.»19 Интересен перечень старинных музыкальных терминов и приёмов: «Тонцы по голосу налаживает» - то есть настраивает гусли не по камертону, а под собственный голос. Так, действительно поступало большинство народных исполнителей, вплоть до конца ХХ века. При таком строе инструмента, легче петь. «Тонцы он ведет от Новагорода,» - видимо, использует гусельный строй, известный тогда как «новгородский». Скорее всего, это именно тот строй, который этномузыкологи чаще всего находили в экспедициях по северо-западу России в конце ХХ века, хорошо известный строй «по звукоряду». Можно предположить, что под «новгородский строй» Соловей исполнял именно северные исторические песни и былины, сложившиеся в Новгородской земле. «А другие ведёт от Еросолима,» - по нашему мнению, тут говорится, что гусляр – Соловей умеет перестраивать гусли на «Иерусалимский лад», видимо, для исполнения христианских духовных стихов и псалмов, так как это было принято делать на инструменте псалтыре (от греч. Ψαλτήριον). Вероятно, этот строй напрямую ассоциировался с исполнением религиозных произведений. Не случайно шлемовидные гусли, наиболее близкие по конструкции к библейскому инструменту псалтирь, получившие широкое распространение среди духовенства, в народной традиции назывались - «гусли поповские». 1696 г. Буква «Пси». Псалтирь. « А все малые припевки за Синя моря, За синя моря Волынскаго, Из-за того Кодольского острова, Из-за того Лукоморья зелёного» Показательно, что «малые песни», вероятнее всего, это припевки и песни «под пляску», лирические и весёлые частушки, географически привязаны к Лукоморью зелёному, к морю Волынскому, то есть Балтийскому. Даже больше, они из-за моря Волынского, из земель находящихся за морем, то есть из Балтийской Руси. Подобные песни, на Руси часто назывался песнями «елинскими», то есть языческими. И не мудрено, ведь до 13 века обширная часть земель Балтийской Руси оставалась в языческой вере, в то время как остальная Русь, была уже крещёной. Видимо весёлые пляски и припевки устойчиво ассоциировались с дохристианской религией и соответственно, с Балтийской Русью и по этому выделялись в особый жанр, отстоящий от исторических песен, былин и духовных стихов. Однако в былине к этому песенному жанру, происходящему из-за моря Волынского, с Лукоморья зелёного, отношение одобрительное и это видно в описании музыки, которая слышна из теремов, построенных в Киеве Соловьём Будимировичем. Там играют «во гуселька яровчаты» и опять повторяется перечисление трёх жанров гусельной игры: новгородской, иерусалимской и Лукоморской. «Тонцы ведут от Нова города, Другие ведут-то от Еросолима, Припевы припевают хороши.»20 Как мы видим, даже в теме гусельной игры, из трёх «тонцев» - строев и жанров исполнения на гуслях, два происходят из Новгородской земли и Балтийской Руси. Третий, так же не киевский, а Иерусалимский - традиция исполнения псалмов. В некоторых вариантах былин, отчество Соловья совсем «гусельное» - «Соловей да сын Гудимирович!». Можно осторожно предположить, что его отец – Гудимир, мог быть назван в честь инструмента гудка или гуслей, двух наиболее сакральных инструментов древней Руси. По свидетельству фольклорных экспедиций этномузыкологов консерватории им. Римского- Корсакова, на территории современной северо-западной России, гусли были наиболее распространены и популярны. Аналогичные инструменты найдены в Балтийской Руси и даже оставили свой след в Дании, где некогда находились славянские колонии. «Очевидное сходство с новгородскими древними гудками и гуслями, их частями, деталями или заготовками обнаружено археологами в Хедебю — это граница Германии и Дании, в Польше в городах Ополе и Гданьске,..»21 Традиция игры на гуслях сохранилась в России до конца ХХ века и была благополучно перенята нашими современниками. На Украине же, традиции гусельной игры слабо прослеживаются и в фольклорном материале и исторически. События былины выстроены по классической кольцевой композиции, как большинство русских богатырских сказок. Выйдя из дома, богатырь совершает подвиги и возвращается домой, проделав гигантский круг. Мы помним, что повествование начинается с севера, с описания мест – родины Соловья. В записи былины сделанной Сорокиным в Пудоге Соловей не только приезжает из «земли Веденецкия», но и возвращается на северо-запад с невестой. «Тут-то млад Соловей сын Будимирович Не венчался во славном городе во Киеве, Поехал в свою землю Веденецкую На тех-то на черныих на кораблях.»22 Это обстоятельство так же приводят нас к выводу, что Соловей Будимирович – человек с северо-запада. М.П. Чевалков. Соловей Будимирович и Забава Путятична. 2003. Былина о Соловье Будимировиче, безусловно, северорусского происхождения, имеющая очевидное отношение к Балтийской Руси и сохранившая воспоминания о былой близости, об административных, хозяйственных и культурных связях древней Новгородчины не только с Киевским княжеством, но и со славянскими княжествами Балтийского Поморья. Несмотря на то, что основные события повествования происходят в Киеве, её всё же корректней отнести к былинам Новгородского цикла, вслед за былинами о путешествиях Садка, Василия Буслаева и Дюка Степановича. Н. Кочергин. Автолитография. 1949. Григорий Базлов. Тверь. Январь 2011 года. ………………………………………………………………………………………… 1Ф. Миллер Очерки русской народной словесности. Москва. 1897 ; его же: Экскурсы в область русского эпоса. 2М. Халанский. Великорусские былины киевского цикла. Варшава, 1885, стр. 148; В.Ф. Миллер. Очерки русской народной словесности. М., 1897, стр. 211; А.Н. Веселовский. Южнорусские былины. Сб. ОРЯС, т. XXII, № 2, СПб., 1881, стр. 77-78. 3Из собрания песен П.Н. Рыбникова, т. I М., 1862, стр. 318. 4Милюков П. Н. Что такое море Вирянское и город Леденец? // Юбилейныйсборник в честь В. Ф. Миллера. М., 1900, стр. 315. 5В.Б. Вилинбахов. Былина о Соловье Будимировиче в свете географической терминологии. 6В.Б. Вилинбахов. Былина о Соловье Будимировиче в свете географической терминологии. 7Е. Нефедов. Лукоморье - где это с точки зрения южно-балтийской версии происхождения Руси? 8То есть «бурые», с бурым мехом, а не рыжие, как в средней полосе. 9Текст публикуется по изданию: Сборник Кирши Данилова. Серия «Литературные памятники». М., 1977.№ 1. 10Соловей Будимирович // Былины: Сборник. — Л.: Сов. писатель, 1986. — С. 226—232. — (Б-ка поэта. Большая серия). 11В.Б. Вилинбахов, Н.В. Энговатов. Где была Индия русских былин. В кн.: Славянский фольклор и историческая действительность. М., 1965, стр. 99-109. 12Когда Европа была нашей: история балтийских славян / А. Гильфердинг. - М. : Эксмо: Алгоритм, 2010. С. 187. 13Когда Европа была нашей: история балтийских славян / А. Гильфердинг. - М. : Эксмо: Алгоритм, 2010. С. 188. 14В.Б. Вилинбахов. Былина о Соловье Будимировиче в свете географической терминологии. 15Pòmòrzé – историческая область, выходящая на южное побережье Балтийского моря, примерно соответствующая нескольким северным воеводствам Польши — польск. Pomorze; и прибалтийским землям Германии — нем. и швед. Pommern, идентифицируемым на русском языке как Померания 16Соловей Будимирович // Былины: Сборник. — Л.: Сов. писатель, 1986. — С. 226—232. — (Б-ка поэта. Большая серия). 17Там же. 18Там же. Соловей Будимирович // Былины: Сборник. — Л.: Сов. писатель, 1986 19П.Н. Рыбникова, т. I. М., 1862, С. 324. 20А. Ф. Гильфердинг. Онежские былины. СПб. 1873. С. 370. 21Поветкин В. И. Слово о музыкальной археологии России. 22П.Н. Рыбникова, т. I. М., 1862, С. 132. 23Например былины о Садке и о Дюке Степановиче. Из какой Индии Богатырь Дюк Степанович. Ещё одна статья Г. Базлова на сайте. Смотрите также другие материалы на нашем сайте: Названия северной Германии совпадающие с русскими названиями и фамилиями. Старинные немецкие фамилии, очень близкие, или идентичные русским фамилиям. Балтийские «Старые города» и русские «Новые города». Теории о смене рядом племён Европы в эпоху ВПН своей этнической принадлежности. Русские названия Южной Балтики. Славяне и «рабы» - была ли связь? Ободритская столица Рерик и славянский огненный сокол Рарог. Об ободритских корнях Александра Даниловича Меншикова. Море в русских сказках: воспоминания о прародине? Рюген, фото-прогулка по священному русскому острову. На главную. Связаться с автором: bond77@mail.ru Swinow © 2005-2014 В оформлении сайта использованы рисунки Ивана Билибина. |